Тертий – Апостол от 70-ти Те́ртий (Тере́нтий) Иконийский, епископ

Тертий — Википедия

Ераст, Олимп, Родион, Сосипатр, Куарт (Кварт) и Тертия (Минологий Василия II)

Те́ртий (лат. Tertius) — по преданию, один из семидесяти апостолов, коринфский христианин, переписывавший послание апостола Павла к Римлянам: «Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание» (Рим. 16:22). Ряд авторов считает, что Тертий переписывал послание Павла с его подлинной рукописи и возможно сделал его перевод на греческий так как адресованное римлянам послание могло быть написано на латыни.[1]

После Сосипатра Тертий был вторым епископом в Иконии, где и принял мученическую смерть за Христа в I веке, его пронзили заостренным деревом.

Память апостола Тертия совершается в Православной церкви 4 (17) января, 30 октября (13 ноября) и 10 (23) ноября.

Примечания

  1. Архиепископ Димитрий (Самбикин).
    Собор св. 70-ти апостолов.
⛭Апостолы от семидесяти
  • Агав
  • Акила
  • Амплий
  • Анания
  • Андроник
  • Апеллий
  • Аполлос
  • Аристарх
  • Аристовул
  • Артема
  • Архипп
  • Асинкрит
  • Ахаик
  • Варнава
  • Гаий
  • Евод
  • Епафрас
  • Епафродит
  • Епенет
  • Ераст
  • Ерма
  • Ермин
  • Зина
  • Иаков
  • Иасон
  • Иисус-Иуст
  • Иродион
  • Карп
  • Клеопа
  • Климент
  • Кодрат
  • Крискент
  • Крисп
  • Куарт
  • Лин
  • Лука
  • Лукий
  • Марк
  • Марк
  • Марк-Иоанн
  • Наркисс
  • Никанор
  • Олимпасий
  • Онисим
  • Онисифор
  • Пармен
  • Патров
  • Прохор
  • Пуд
  • Руф
  • Сила
  • Силуан
  • Симеон
  • Сосипатр
  • Сосфен
  • Стахий
  • Стефан
  • Тертий
  • Тимон
  • Тимофей
  • Тит
  • Тихик
  • Трофим
  • Урван
  • Фаддей
  • Филимон
  • Филипп
  • Филолог
  • Флегонт
  • Фортунат
Дополнительно
Дионисий
Симеон Нигер

wiki2.red

ТЕРТИЙ — это… Что такое ТЕРТИЙ?

  • Тертий — я, муж. Стар. редк.Отч.: Тертиевич, Тертиевна и Тертьевич, Тертьевна.Производные: Теря.Происхождение: (Лат. tertius третий.)Именины: 17 янв., 12 нояб., 23 нояб. Словарь личных имён. Тертий Третий (лат.). 17 (4) января, 12 ноября (30 октября) и 23 …   Словарь личных имен

  • Тертий — ( третий ), писец (секретарь) Павла, к рому апостол продиктовал свое Послание к Римлянам (Рим 16:22) …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • тертий — сущ., кол во синонимов: 1 • имя (1104) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Тертий — …   Википедия

  • Тертий — игум. Андреевск. мон. в Москве, 1740 42 г. {Половцов} …   Большая биографическая энциклопедия

  • Тертий — (Римл. XVI, 22) по преданию, один из семидесяти апостолов, коринфский христианин, переписывавший послание апостола Павла к Римлянам. После Сосипатра Т. был вторым епископом в Иконии, где и скончался мученически. Память его 4 января, 30 октября и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Тертий — (третий) (Рим.16:22 ) по преданию, один из 70 апостолов, Коринфский Христианин, переписывавший послание ап. Павла к Римлянам. После Сосипатра был вторым епископом в Иконии, где и скончался мученически. Память его 4 января, 30 октября и 10 ноября …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Тертий — Т’ертий (Рим.16:11 ) сотрудник ап. Павла в Коринфе, записавший (или переписавший) его Послание к Римлянам …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Тертий — Т ертий (Т ертиевич, Т ертиевна) …   Русский орфографический словарь

  • тертий

    — а, е. 1) Дієприкм. пас. мин. ч. до терти 1 3). 2) у знач. прикм. Подрібнений на тертці. Терта картопля. || Потовчений, розім ятий. 3) у знач. прикм., перен., розм. Який багато бачив, пережив; бувалий, досвідчений …   Український тлумачний словник

  • dic.academic.ru

    Тертий — Википедия

    Ераст, Олимп, Родион, Сосипатр, Куарт (Кварт) и Тертия (Минологий Василия II)

    Те́ртий (лат. Tertius) — по преданию, один из семидесяти апостолов, коринфский христианин, переписывавший послание апостола Павла к Римлянам: «Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание» (Рим. 16:22). Ряд авторов считает, что Тертий переписывал послание Павла с его подлинной рукописи и возможно сделал его перевод на греческий так как адресованное римлянам послание могло быть написано на латыни.

    [1]

    После Сосипатра Тертий был вторым епископом в Иконии, где и принял мученическую смерть за Христа в I веке, его пронзили заостренным деревом.

    Память апостола Тертия совершается в Православной церкви 4 (17) января, 30 октября (13 ноября) и 10 (23) ноября.

    Примечания

    1. Архиепископ Димитрий (Самбикин). Собор св. 70-ти апостолов.
    Апостолы от семидесяти
    • Агав
    • Акила
    • Амплий
    • Анания
    • Андроник
    • Апеллий
    • Аполлос
    • Аристарх
    • Аристовул
    • Артема
    • Архипп
    • Асинкрит
    • Ахаик
    • Варнава
    • Гаий
    • Евод
    • Епафрас
    • Епафродит
    • Епенет
    • Ераст
    • Ерма
    • Ермин
    • Зина
    • Иаков
    • Иасон
    • Иисус-Иуст
    • Иродион
    • Карп
    • Клеопа
    • Климент
    • Кодрат
    • Крискент
    • Крисп
    • Куарт
    • Лин
    • Лука
    • Лукий
    • Марк
    • Марк
    • Марк-Иоанн
    • Наркисс
    • Никанор
    • Олимпасий
    • Онисим
    • Онисифор
    • Пармен
    • Патров
    • Прохор
    • Пуд
    • Руф
    • Сила
    • Силуан
    • Симеон
    • Сосипатр
    • Сосфен
    • Стахий
    • Стефан
    • Тертий
    • Тимон
    • Тимофей
    • Тит
    • Тихик
    • Трофим
    • Урван
    • Фаддей
    • Филимон
    • Филипп
    • Филолог
    • Флегонт
    • Фортунат
    Дополнительно
    Дионисий
    Симеон Нигер

    wikipedia.green

    Что означает имя Тертий — значение имени, толкование, происхождение, совместимость, характеристика, перевод

    Формы имени Тертий

    Другие варианты имени: Тертик.

    Имя Тертий на разных языках

    Рассмотрим написание и звучание имени на китайском, японском и других языках: Арабский: ترسيوس. Каннада: ಮೂರನೇ (Mūranē). Украинский: Тертий. Идиш: טערטיוס (tertius). Английский: Tertius (Tertius).

    Происхождение имени Тертий

    Римское

    Значение имени Тертий

    Третий.

    Характер имени

    Имя Тертий является символом надежности. Человек всегда точно знает, что нужно делать именно сейчас. Такие люди пользуются заслуженным авторитетом даже в юном возрасте.

    Со временем эта особенность личности обретает четкую направленность под влиянием обстоятельств жизни. Избранный род деятельности становится областью приложения возможностей именно в качестве человека, на которого всегда можно положиться. Иногда на сохранение этого статуса уходят все физические и нравственные силы.

    Основные черты

    Двуличность, любопытство, болтливость, безрассудство, невозмутимость.

    Нумерология имени Тертий

    Обладатели числа имени 4 склонны к точным наукам и научному подходу ко всему на свете. «Четверки» отличные научные работники, инженеры, проектировщики. Они стабильны, надежны и добросовестны. Их уважают друзья и коллеги. «Четверки» редко ссорятся и не склонны к вражде. Однако не следует ожидать от «четверок» каких-либо неожиданных поступков, импровизаций, творческих проявлений характера. Вся их жизнь рассчитана по минутам и мало что способно сместить их с заранее намеченного плана. Они скупы на эмоции, зачастую холодны. Однако «четверки» надежны и на них можно положиться в любой жизненной ситуации. Они строгие и даже суровые родители и очень послушные дети. 

    Знаки

    Планета: Юпитер.
    Стихия: Воздух, теплота-сухость.
    Зодиак: Стрелец, Рыбы.
    Цвет: Малиновый, синий.
    День: Четверг.
    Металл: Олово, электрум.
    Минерал: Сапфир, берилл, гиацинт.
    Растения: Базилик, лаванда, фиалка, дуб, груша, яблоня, мята, каштан, корица, жасмин, райское яблоко, абрикос, эвкалипт.
    Звери: Олень, слон, овца, ласточка, пеликан, куропатка, павлин, дельфин.

    Имя Тертий как фраза

    Т Твердо 
    Е Еси (Есть, Быть, Существовать)
    Р Рцы (Реки, Говори, Изречения)
    Т Твердо
    И И (Объединение, Соединять, Союз, ЕДИНСТВО, Едино, Воедино, «Вместе с»)
    Й Иже (Ежели, Если, а также значение i — Единство, Едино, Воедино, Соединять, Совершенство, Союз, Объединение)

    Интерпретация значения букв имени Тертий

    Т — интуитивная, чувствительная, творческая личность, искатель правды, не всегда соразмеряющий желания и возможности. Символ креста — напоминание владельцу, что жизнь не бесконечна и не следует откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, — действовать, используя каждую минуту эффективно. 
    Е — потребность к самовыражению, обмену идеями, склонность выступать в роли посредника, проницательность благодаря умению входить в мир тайных сил. Возможна болтливость.
    Р — способность не обманываться видимостью, а вникать в существо; самоуверенность, стремление действовать, храбрость. Увлекаясь, человек способен на глупый риск и иногда слишком догматичен в своих суждениях.
    Т — интуитивная, чувствительная, творческая личность, искатель правды, не всегда соразмеряющий желания и возможности. Символ креста — напоминание владельцу, что жизнь не бесконечна и не следует откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, — действовать, используя каждую минуту эффективно.
    И — тонкая духовность, чувствительность, доброта, миролюбие. Внешне человек показывает практичность как ширму для сокрытия романтической мягкой натуры.
    Й — тонкая духовность, чувствительность, доброта, миролюбие. Внешне человек показывает практичность как ширму для сокрытия романтической мягкой натуры.

    Мотивация

    Вы – человек «закрытый». Все стремления и желания сосредоточены на собственной личности. Поэтому, принимая любое решение, Вы склонны выбирать то, что в наибольшей степени будет способствовать именно Вашему росту и совершенствованию. И каждый такой выбор увеличивает дистанцию между Вами и окружающим миром. 

    Со временем эта «скорлупа» становится все толще, а возможность «выйти наружу» – все более нереальной. Но даже самая прочная оболочка может в один прекрасный день не выдержать внешнего давления, лопнуть. И тогда, невзирая на все Ваши выдающиеся способности, Вы окажетесь беззащитны, как только что вылупившийся птенец.

    Ни интеллект, ни теоретические знания, сколь бы значительными они ни были, не смогут заменить умения общаться с людьми, навыка «взаимопроникновения», без которого жизнь – невозможна.

    Постарайтесь научиться рассматривать свои индивидуальные качества не как товар, который можно «продать», а как инструмент для работы в команде. Самоуважение, конечно, «дорогого стоит», но и расположение окружающих – не безделица.

    Характеристика имени Тертий

    Ваше число – добросовестное и фундаментально-серьезное. Чтобы нормально работать, планировать действия и просто быть уверенной в своих силах, вам необходимо иметь четкие жизненные принципы и представления о добре и зле.

    Вы готовы выполнить любую работу, если посчитаете ее нужной и своевременной. Но когда вам пытаются приказывать, это вызывает упрямство, возмущение и даже гнев. Более того, ваша реакция на приказы может оказаться очень агрессивной. Вам не по душе, когда кто-то решает за вас, не интересуясь вашим мнением. Вы хотите держать под контролем все, что делаете.

    Вам нравится приносить пользу, поэтому вы стремитесь к активному участию в религиозной, общественной или политической деятельности.

    Вы хороший семьянин; вам нравятся простые удовольствия: общение с близкими, вкусная пища, уют в доме; вы также любите животных. Часто снисходительны к объектам своего обожания.

    Совместимость имени Тертий, проявление в любви

    Тертий, самодостаточность делает Вас человеком, для которого любовь не является «предметом первой необходимости». Вы крайне разборчивы в любых связях, будь то дружба или более близкие взаимоотношения. И в том, и в другом случае партнер должен соответствовать Вашим критериям идеала абсолютно, иначе Вы легко без него обойдетесь. Но если Вы все же находите человека, подходящего под установленную Вами «планку», то отдаетесь чувству полностью, самозабвенно и безоглядно, что может стать приятной неожиданностью для партнера, введенного в заблуждение Вашей внешней закрытостью и отчужденностью.

    Именины: Января 4(17), октября 30(ноября 12), ноября 10 (23)

    novoston.com

    Апостол от 70-ти Сосипа́тр Иконийский, Керкирский, епископ

    Апостолы от 70-ти Иасон Тарсийский и Сосипатр Иконийский, епископы

    Пе́снь 1

    Ирмо́с: Посе́ченый несеко́маго пресече́, и ви́де со́лнце зе́млю, ю́же не ви́де, лю́таго врага́ вода́ потопи́, и непроходи́мое про́йде Изра́иль. Пе́снь же воспева́шеся: Го́сподеви пои́м, сла́вно бо просла́вися.

    Припев: Святи́и апо́столи  Иа́соне и  Сосипа́тре, моли́те Бо́га о на́с.

    Со а́нгельскими живы́й ли́ки, и невече́рняго Све́та всегда́ исполня́емь, и прича́стием и́стинным обожа́емь, пребога́те, любо́вию пра́зднующия твою́ святу́ю па́мять просвети́, Го́сподеви пою́щия: сла́вно бо просла́вися.

    Боже́ственное тя́ отню́д распали́, Иа́соне, жела́ние те́плое, те́мже после́довал еси́ о́гнь на зе́млю воврещи́ Прише́дшему, сла́вне, от Него́же просвеща́емь, све́тло взыва́л еси́: Го́сподеви пои́м, сла́вно бо просла́вися.

    Умо́м невеще́ственным нра́вом подо́бяся, на земли́ на́с ра́ди ве́щию, блаже́нне, те́ла Я́вльшемуся ми́лостивно, преблаже́нне, служи́л еси́; служи́тель же Сего́ свяще́нен, зовы́й, бы́л еси́: Го́сподеви пои́м, сла́вно бо просла́вися.

    Богоро́дичен: От Де́вы безму́жны ви́ден бы́сть, воплоща́емь за милосе́рдие мно́гое, Недоуме́нный, страстьми́ те́ла окая́нно пони́кших, возводя́ к безстра́стию я́ве стра́стию пло́ти Своея́, Ему́же обы́чно пои́м: сла́вно бо просла́вися.

    Пе́снь 3

    Ирмо́с: Ты́ еси́ утвержде́ние притека́ющих к Тебе́, Го́споди, Ты́ еси́ све́т омраче́нных, и пое́т Тя́ ду́х мо́й.

    Цевни́ца яви́лся еси́ Ду́ха, возглаша́я на́м уче́ния богокра́сная, отрева́я прелука́вая пе́ния.

    Источи́ язы́к тво́й, я́коже река́, жи́зни исто́чники и го́рькия во́ды преле́стныя, изсуши́, сла́вне.

    Исцеле́ния то́чат свяще́нныя твоя́, му́дре, мо́щи разли́чная, Ду́ха Свята́го де́йством и благода́тию.

    Богоро́дичен: Умертви́, Пречи́стая, живопода́тельною мольбо́ю Твое́ю во мне́ живу́щий гре́х, Я́же Живо́т ро́ждшая.

    Седа́лен:

    Светосия́нными заря́ми слове́с честны́х, просвети́л еси́ все́х богоподо́бно, Иа́соне апо́столе, и тму́ отгна́л еси́, и, пострада́в, блаже́нне, источа́еши исцеле́ния, и теле́с уставля́еши лю́тыя боле́зни. Те́м, соше́дшеся, свято́е твое́ вси́ твори́м торжество́, Спа́са сла́вяще, и ве́рно вопие́м ти́: моли́ Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние пода́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.

    Пе́снь 4

    Ирмо́с: Услы́шах, Го́споди, смотре́ния Твоего́ та́инство, разуме́х дела́ Твоя́ и просла́вих Твое́ Божество́.

    Учени́к бы́в Па́влу, прему́дрому священнопропове́днику, подо́бник же Христу́, сла́вне, Того́ повину́яся боже́ственным манове́нием.

    Черто́га оде́ждею укра́шен бы́л еси́ боже́ственныя Це́ркве, се́й Ду́хом, богоно́се, обручи́вся сла́дким сло́вом му́дрости твоея́.

    Вра́ч преиску́сен злоотгони́тельными боже́ственными дла́ньми твои́ми неду́гующих бы́л еси́, исцеля́я стра́сти прелю́тыя.

    Богоро́дичен: Неискусобра́чная Влады́чице, спаси́ мя, Спа́са Сло́ва ро́ждшая, и бе́д свободи́, и ве́чнующаго осужде́ния.

    Пе́снь 5

    Ирмо́с: От но́щи неве́дения по душелови́тельному пути́ при́сно блудя́щаго, све́том ра́зума Твоего́, Го́споди, преднаставля́я мя́, на стезю́ за́поведей Твои́х напра́ви.

    Содержи́мыя ле́стию и па́губе безу́мно рабо́тающия челове́ки, преблаже́нне, боже́ственными уче́нии свободи́л еси́.

    Я́коже не́кое свети́ло, на высоте́ богоразу́мия, Иа́соне предлежа́, привле́кл еси́ ко приста́нищу боже́ственному лю́те потопля́емыя.

    Умерщвле́нныя дре́вле су́щия змии́ным угрызе́нием, живото́чным твои́м сло́вом, блаже́нне, удиви́в, оживи́л еси́.

    Богоро́дичен: Святе́йши яви́лася еси́ херуви́м, на земли́ вопло́щши все́х Влады́ку, Чи́стая Всенепоро́чная Влады́чице.

    Пе́снь 6

    Ирмо́с: Я́коже проро́ка изба́вил еси́ из глубины́ преиспо́дния, Христе́ Бо́же, и мене́ от грехо́в мои́х изба́ви, я́ко Человеколю́бец, и упра́ви живо́т мо́й, молю́ся.

    Преуди́влься добро́те за милосе́рдие на́м Прибли́жшагося, Иа́соне апо́столе, сему́ после́довал еси́ и оста́вил еси́ жите́йскую красоту́.

    Научи́вся боже́ственным, научи́л еси́ благода́тию, сла́вне, Тро́ическому сия́нию дре́вле слепоту́ обнося́щия неразу́мия безу́мие.

    Неду́ги отгоня́ разли́чныя и прогоня́ зло́бныя ду́хи, лю́ди к позна́нию Госпо́дню обрати́л еси́, изба́вль от пре́лести лука́ваго.

    Богоро́дичен: Я́ко до́ждь на руно́, спаси́тельное Сло́во в ложесна́ Твоя́ сни́де, и Челове́к из Тебе́ бы́сть, спаса́я мя́, Отрокови́це, хода́тайством Твои́м.

    Конда́к:

    Яви́стеся, я́ко зве́зды пресве́тлыя, просвеща́юще всю́ вселе́нную све́том пропове́дания, апо́столи боже́ственнии Иа́соне и Сосипа́тре, спаса́йте ве́рою чту́щих ва́с.

    Пе́снь 7

    Ирмо́с: О́троцы благочести́вии в Вавило́не, о́бразу злато́му не поклони́шася, но посреде́ пе́щи о́гненныя, ороша́еми, пе́снь воспева́ху, глаго́люще: превозноси́мый отце́в и на́ш Бо́же, благослове́н еси́.

    Боле́знем приближа́яся непреста́нным, боле́зни, Иа́соне, облегчи́л еси́ ве́рным и к неболе́зненному прия́тию наста́вил еси́ благоче́стно воспева́ющия: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

    Тле́ние уста́вил еси́ зло́бы, блаже́нне, и ра́зум насади́л еси́ спаси́тельный в мы́сли челове́ческия, и́мже просвеща́емь, Влады́це все́х взыва́л еси́: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

    Богоро́дичен: Нося́щи Христа́ на руку́, я́ко престо́л огнезра́чен, Всенепоро́чная, моли́ Его́, я́ко Сы́на Твоего́ и Го́спода, умири́ти ми́р, зову́щи: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

    Пе́снь 8

    Ирмо́с: Богоглаго́ливии о́троцы, в пещи́ со огне́м пла́мень попира́юще, поя́ху: благослови́те, дела́ Госпо́дня, Го́спода.

    Искорени́л еси́ те́рние злохуле́ния се́менем Сло́ва, Иа́соне: стори́чествующий кла́с, спа́сшихся мно́жество, возде́лал еси́.

    Просвеще́ние су́щих во тме́ тя́ свети́льника Та́рсу поставля́ет, блаже́нне, и́же сего́ престо́л стро́яща свяще́нно и преподо́бно, Иа́соне апо́столе.

    Зако́нен бы́л еси́ учи́тель су́етней повину́вшимся ле́сти Еди́наго Бо́га чести́ несозда́ннаго, и́же тва́рем че́сти принося́щия спа́сл еси́.

    Богоро́дичен: Воплоще́нна ро́ждши Бо́га Сло́ва, пло́ти на́шея стра́сти и душе́вныя, Отрокови́це, исцели́, да ве́рою Тя́ вси́ и любо́вию сла́вим.

    Пе́снь 9

    Ирмо́с: Уста́вы прешла́ еси́ естества́, Соде́теля заче́нши и Го́спода, и две́рь спасе́ния ми́рови была́ еси́: те́м Тя́, Богоро́дице, непреста́нно велича́ем.

    Свяще́нныя соста́вим вси́ ли́ки, свяще́нно блажа́ще Иа́сона, вели́каго Христо́ва апо́стола, с ли́ки безпло́тными всегда́ веселя́щася.

    Игра́ет тва́рь, лику́ющи ны́не в честне́м торжестве́ твое́м, сла́вне, апо́столи, проро́цы и вси́ му́ченицы ра́дуются, Иа́соне: с ни́миже тя́ ве́рою велича́ем.

    Ра́ка, иде́же лежи́т терпели́вое и многострада́льное те́ло твое́, сла́вне Иа́соне, зари́ испуща́ет всегда́ и тму́ боле́зней разоря́ет, преблаже́нне.

    Богоро́дичен: Я́вльшися Ма́ти Всенепоро́чная Емману́ила, воплоще́ннаго из ложе́сн Твои́х, обожи́вшаго естество́ челове́ческое, те́мже Тя́, Пресвята́я Богороди́тельнице, ублажа́ем.

    azbyka.ru

    Тертий Иванович Филиппов. По материалам отдела рукописей РНБ

    Н. В. Рамазанова

    Без участия Шереметева назначение Балакирева управляющим Капеллы могло и не состояться, но «автором и главным виновником»  этого события сам композитор считал Тертия Ивановича Филиппова31

    Филиппов рекомендовал Балакирева Победоносцеву. Именно с Филипповым, еще в 1882 г., до официального вступления в должность, Милий Алексеевич разрабатывал Положение о регентском классе Капеллы.

    Осуществляя протекцию М. А. Балакиреву в деле назначения его управляющим Придворной певческой капеллы, Т. И. Филиппов, безусловно, высоко оценивал его любовь к русской музыке. Он был убежден в том, что вместе с Н. А. Римским-Корсаковым они смогут осуществить главную задачу, стоявшую перед Капеллой — подготовить новую гармонизацию всего литургического репертуара, опираясь на древнерусские роспевы, что позволит преодолеть западноевропейские влияния, главенствовавшие в церковной музыке.

    Имя Тертия Ивановича Филиппова – сенатора, Государственного контролера, председателя Императорского Православного Палестинского общества – известно музыкантам, прежде всего, в связи с его дружескими и творческими взаимоотношениям с членами «Могучей кучки» и, в особенности, с Модестом Петровичем Мусоргским, чьим душеприказчиком он стал после смерти композитора. Известно также, что в 1884 г. он стал организатором Песенной комиссии при Императорском русском географическом обществе, в задачи которой входило собирание и популяризация русских народных песен с напевами. В 1880–1900 гг. комиссией было организовано одиннадцать экспедиций в разные губернии России. Заметим, что в состав участников экспедиций вошел ученик и друг Балакирева Сергей Михайлович Ляпунов, который, как уже упоминалось, в 1894 г. после ухода из Придворной певческой капеллы Римского-Корсакова стал помощником управляющего. За полгода до этого, летом 1893 г., Ляпунов совершил поездку по Вятской, Вологодской и Костромской губерниям и привез оттуда множество песен, записанных в этих губерниях, дневник, в котором он описывал детали путешествия32, а также снимки тех мест, где побывала экспедиция.

    Тертий Иванович Филиппов не только способствовал организации фольклорных экспедиций, в которых участвовали профессиональные филологи и музыканты, но и предлагал подчиненным ему чиновникам Государственного контроля собирать народные песни во время поездок по разным губерниям для ревизий.

    Организация Песенной комиссии и все деяния, связанные с ней, для Тертия Ивановича Филиппова были основаны на его собственном отношении к музыкальным корням России — народной песне и церковно-певческому искусству.

    «Своим рождением, своим воспитанием неразрывно связанный с русским народом, <…> я не мог служить иным началам, кроме тех, которые запечатлены на скрижалях тысячелетней истории русского государства», — писал о себе Филиппов33.

    В число этих «начал» входило и народное искусство — народная песня и церковное пение, основанное на древнерусской певческой традиции.

    Тертий Иванович не только знал народные песни и любил петь, но и обладал замечательной способностью собирать вокруг себя любителей пения и управлять импровизированным хоровым «коллективом». Об этом свидетельствует, например, рассказ члена Государственного совета Сергея Владимировича Маркова, записанный другим государственным чиновником — директором Департамента общих дел Министерства иностранных дел Владимиром Борисовичем Лопухиным.

    «Тертий Иванович, — пишет он, — уже в должности государственного контролера, объезжал как-то контрольные учреждения по Волге. Попал в Казань. <…> с раннего утра в день, назначенный для отъезда Тертия Ивановича из Казани, он неожиданно для всех запропал. <…> Стало известно, что он спозаранку укатил на Волгу <…>. Власти вскачь полетели на берег Волги, порядочно отстоящий от города. Подъезжая, усмотрели на берегу большую толпу народа, из которой раздавалось стройное хоровое пение. Протиснулись и видят Тертия Ивановича в кругу поющих бурлаков дирижирующим их хором плавными жестами обеих рук, припевающим вполголоса собственным своим некогда богатым тенором. Оказалось, бурлаки пели не так, как следует. И Тертий Иванович тут же на волжском берегу наставлял их на правильную песню. Примкнули подошедшие грузчики. И образовался громадный импровизированный хор, поразивший слушателей стройностью исполнения»34.

    Свои организаторские и музыкальные способности Филиппов проявлял и в собственном учреждении, создав из своих подчиненных церковный хор, певший за богослужением в домовой церкви во имя Божией Матери Ахтырской, находившейся в здании Государственного контроля на набережной Мойки35.

    Как сообщается в одной из статей, посвященной Филиппову, в церкви исполнялись древнерусские песнопения, записанные «крюковой» нотацией, которую он сам расшифровывал36.

    Действительно ли Тертий Иванович Филиппов переводил знаменные роспевы в современную нотолинейную систему, неизвестно. Но есть свидетельства того, что он интересовался певческими книгами древнерусской традиции37. Интерес Филиппова к старообрядчеству и прекрасное знание особенностей быта старообрядцев не вызывает сомнения. Как отметила С. И. Алексеева, уже в 1850‑х гг. «он создал себе репутацию «известного расколофила»»38. Существует мнение, что к старообрядчеству принадлежала мать Филиппова39, поэтому знание древнерусских нотаций и умение петь непосредственно «по крюкам», не переводя их на ноты, было для Тертия Ивановича делом естественным.

    Отношение к старообрядчеству после церковного раскола в разные периоды времени не было одинаковым. Активная борьба, ставившая своей целью полное искоренение старой веры, сменялась периодами более мягкого отношения к ней. Но главной задачей на всех этапах сосуществования старообрядчества и православия было вовлечение раскольников в лоно официальной Церкви. Основным средством такого перехода стало единоверие, предполагавшее единение с Синодальной Церковью через поставление ею священнослужителей в единоверческие храмы и монастыри. В то же время единоверцам разрешалось сохранение некоторых древних обрядов в богослужении, совершение которого осуществлялось по старопечатным книгам. Что же касается певческих нотированных рукописей, то единоверцы, как правило, использовали старообрядческие рукописи поповского согласия, т. е. певческие книги старообрядцев, признающих священство. Эти рукописи имеют вполне определенные приметы: новоистинноречную фонетическую редакцию текстов и нотацию, имеющую не только пометы, но и признáки. Причем запись песнопений в них ориентирована на рукописи, созданные в последней четверти XVII века – уже после никоновских реформ.

    Тертий Филиппов сам не был старовером (в противном случае он не смог бы столь высоко подняться по социальной лестнице) и, разумеется, как государственный чиновник не мог выступать на стороне раскольников. Однако он имел полное основание защищать права единоверия на сохранение древних традиций как явления разрешенного Синодальной Церковью. В своем докладе «О нуждах единоверия», прочитанном им в собрании С.-Петербургского Общества любителей духовного просвещения 18 января 1873 года, он настаивал на том, что отличие обрядов, сохраняющихся единоверцами, не противоречит духу православия и не может нарушить единение Церкви40.

    Тертий Иванович Филиппов. 1870-е гг. – Ф. 41 (М. А. Балакирев), № 1768.

    Балакирев Милий Алексеевич. Положение о регентском классе Придворной певческой капеллы [1880-е гг.]. Черновик рукой неуст. лица с исправлениями М. А. Балакирева — Ф. 816 (Финдейзен Н. Ф.), № 2248.

    Сергей Михайлович Ляпунов в экспедиции на реке Унже в Костромской губернии. – Ф. 451 (С. М. Ляпунов), оп. 2, № 404.

    Здание Государственного контроля на набережной Мойки, 76. Фотография К. Буллы.

    Певческая книга Трезвоны конца XVIII в., принадлежавшая  Высоковскому Успенскому единоверческому монастырю Костромской епархии. —   НСРК. Q.1019.

    Т. И. Филиппов. Письмо к М. А. Балакиреву. 1883 г. // Милий Алексеевич Балакирев: Воспоминания и письма. Л., 1962. С. 108.

    См.: С. М. Ляпунов. Дневник путешествия в губернии Вологодскую, Вятскую, Костромскую, Ярославскую летом 1893 года с целью собирания русских народных песен с напевами / Расшифровка рукописи, вступ. ст., коммент. И. Б. Тепловой. – СПб., 2015.

    Алексеева С. И. «Ржевский мещанин во дворянстве»: История семьи Тертия Ивановича Филиппова (по данным отечественных архивов) // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. II:2(27). С. 19.

    Лопухин В. Б. Записки бывшего директора департамента Министерства иностранных дел / Отв. ред. С. В. Куликов; вступ. стат. С. В. Куликова, подгот. текста и комм. С. В. Куликова, Д. Н. Шилова. — СПб.: Нестор-История, 2008. С. 67.

    По приглашению Тертия Ивановича, по крайней мере, в одном из духовных концертов хора принимал участие Ф. И. Шаляпин. (См.: Садырин Б. Вятский Шаляпин // Дом-музей Шаляпина. [Электронный ресурс]. URL: http://www.shalyapin-museum.org/content/view/4546/468/)

    Семинарист с пропастью талантов // Пресс-центр Александро-Невской лавры. 30 ноября 2016. [Электронный ресурс] URL: http://300lavra.ru/archives/1102

    См. об этом: Зайцева Т. А. Сокровищница России: Духовная музыка Балакирева. Исследовательские очерки. М.: Музыка, 2013. С. 221.

    Алексеева С. И. «Ржевский мещанин во дворянстве»: История семьи Тертия Ивановича Филиппова (по данным отечественных архивов) // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. II:2(27). С. 19.

    Алексеева С. И. «Ржевский мещанин во дворянстве»: История семьи Тертия Ивановича Филиппова (по данным отечественных архивов) // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. II:2(27). С. 19.

    Филиппов Т. И. Современные церковные вопросы. СПб: тип. Т-ва «Обществ. польза», 1882. С. 303. Точку зрения Филиппова по отношению к единоверию поддерживал и М. Н. Катков (упомянутый Н. А. Римским-Корсаковым в списке персон, способствовавших назначению Балакирева управляющим Капеллы). Он критиковал оппонентов Филиппова, ставивших обрядовую сторону церкви выше истинной веры. См.: Катков М. Н. По поводу возражений на реферат Т. И. Филиппова о нуждах единоверцев  // Московские ведомости. 1873. 17 ноября. № 290.

    expositions.nlr.ru

    Тертий. Путеводитель по Библии

    Очевидно, обычно Павел использовал секретаря, чтобы тот записывал его слова. Это можно вывести из того факта, что в конце некоторых посланий Павел специально упоминает, что его личная подпись поставлена его собственной рукой, как знак подлинности послания. Поэтому можно предположить, что остальная часть послания была записана рукой другого человека, писавшего под диктовку Павла:

    1 Кор., 16: 21. Мое, Павлово, приветствие собственноручно.

    Разумеется, ни в коем случае нельзя считать это указывающим на то, что Павел был неграмотным. Образованный иудей никак не мог быть неграмотным. Как бы то ни было, использование секретаря дает свободу думать, не беспокоясь о необходимости физически запечатлевать слова, которые приходят в голову. Кроме того, самый практический момент состоит в том, что профессиональный секретарь должен культивировать опрятный и четкий почерк, и на грамотности Павла не отразилось бы предположение о том, что он (подобно многим великим историческим людям) вполне мог обладать плохим почерком.

    Послание к римлянам — это единственное послание, в котором назван секретарь, или, скорее, он называл себя и добавил свои собственные приветствия:

    Рим., 16: 22. Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание.

    Или, может быть, Тертий — это тот человек, который переписал копию, которую послали эфесянам.

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    religion.wikireading.ru

    Обновлено: 10.12.2019 — 18:17

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *